1 Муниципальное образовательное учреждение "Гимназия г. Надыма"1

Муниципальное образовательное учреждение "Гимназия г. Надыма"1

Духовно-нравственная культура народов России


Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей:

- основы православной культуры, 
- основы исламской культуры, 
- основы буддийской культуры, 
- основы иудейской культуры, 
- основы мировых религиозных культур, 
- основы светской этики.
Один из модулей изучается детьми с согласия и по выбору его родителей (законных представителей). 

В 2021/2022 учебном году  в МОУ «Гимназия г. Надыма» родителями были выбраны для изучения три модуля:

«Основы православной культуры» - 5 человек.

Аннотация к рабочей программе по учебному модулю «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


«Основы мировых религиозных культур»  - 27 человек.

 

«Основы светской этики»  - 13 человек.

Аннотация к рабочей программе по учебному модулю «Основы светской этики» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

 

 


Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс преподает: учитель начальных классов Шрамко Ю.В.

 

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» в учебный план входит предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предметная область должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской гражданственности.

Согласно Методическим рекомендациям по вопросам внедрения ФГОС учебные предметы «Культура народов Ямала», реализующийся в 5 классах и Клуб «Проектируем виртуальные экскурсии» реализующийся в 9 классах гимназии в рамках внеурочной деятельности.

Срок реализации программы 1 год.

Данные программы по учебным предметам составлены на основе программ учебных курсов: «Культура народов Ямала» для 5-7 классов основной школы под редакцией Н.В. Цимбалистенко, Ю.И. Попова, рекомендованной Департаментом Образования Ямало-Ненецкого автономного округа, издательство ГОУ ДПО Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, ЯНАО, г.Салехард, Программа курса Клуб «Проектируем виртуальные экскурсии» соответствует требованиям ФГОС основного общего образования, программа направлена на формирования универсальных учебных действий.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском деятельности.

Программы рассчитана на 35 часов учебного времени (1час в неделю), включает в себя творческие, практические и контрольные работы.

Основные цели учебных предметов:

  • Ознакомление с основами культуры коренных народов Ямала;
  • Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
  • Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала;
  • Приобщение к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптации к жизни в многонациональном сообществе народов.
  • Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по краеведению, для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
  • Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Изучение гимназистами данных учебных курсов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач курса:

  • Приобщение обучающихся к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов);
  • Ознакомление с культурой других народов, давно живущих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян);
  • Формирование чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры;
  • Ознакомление со спецификой климат и природой Севера, прививанием им основ экологической культуры;
  • Ознакомление учащихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала;
  • Ознакомление с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами;
  • Помощь в понимании живописи, декоративно-прикладного искусства коренных народов;
  • Приобретение школьниками знаний о своей стране, родине.
  • Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.
  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
  • Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении природного и культурного наследия родного края;
  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Курсы преподают: «Культура народов Ямала» - учитель географии Портнягина С.Н., клуб «Проектируем виртуальные экскурсии» - педагог-библиотекарь Рыщенко Т.И.


 Электронные ресурсы:

  • www.orkce.ru - специализированный портал, посвященный преподаванию ОРКСЭ;
  • www.tvspas.ru - православный медиа-портал;
  • www.islamica.ru - сайт центра исламских исследований;
  • www.muslimheritage.com - сайт об исламской культуре;
  • www.lib.ru - электронная библиотека;
  • www.filosof.historic.ru- электронная библиотека;
  • www.virtualrm.spb.ru - портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал»;
  • www. slovari.yandex.ru - энциклопедические и словарные статьи;
  • www.muslim.ru - совет муфтиев России;
  • www.buddhism.ru - Российская ассоциация буддистов;
  • www.feor.ru - Федерация еврейских общин России.